ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 70RS0004-01-2025-001222-47 |
Дата поступления | 17.03.2025 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → О предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным |
Судья | Кравченко А.В. |
Дата рассмотрения | 18.04.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 17.03.2025 | 12:20 | 17.03.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 17.03.2025 | 17:40 | 17.03.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 18.03.2025 | 12:09 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 25.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 18.03.2025 | 12:09 | 25.03.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 11.04.2025 | 11:00 | 16 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 25.03.2025 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 11.04.2025 | 11:05 | 11.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 18.04.2025 | 11:30 | 16 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 11.04.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 06.05.2025 | 17:55 | 18.04.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.06.2025 | 17:39 | 04.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Долганова Нина Валерьевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Махрина Ольга Олеговна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрации города Томска | 7017004461 | 1037000087706 | ||||||
ПРОКУРОР | Прокурор Советского района г.Томска |
№ 2-1758/2025
УИД 70RS0004-01-2025-001222-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2025 г. Советский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Кравченко А.В.,
при секретаре Новосельцевой А.И.,
помощника прокурора Советского района г. Томска Маркуса Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Махриной Ольги Олеговны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
установил:
Махрина О.О. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении на праве собственности жилого помещения, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 19,5 кв.м., отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам, взамен изымаемого аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>, с прекращением права собственности и с зачетом его стоимости за изымаемое жилое помещение.
В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 19,5 кв.м. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда № 1198 от 04.07.2014, утвержденным постановлением администрации г. Томска № 22.10.2014 № 1091, указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Требованием администрации Октябрьского района г. Томска от 16.02.2015 № 80, истцу как собственнику жилого помещения № было предложено осуществить совместно с иными собственниками снос указанного многоквартирного дома, от чего истец отказалась. 30.06.2016 администрацией Города Томска вынесено постановление № 628 об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд. 30.12.2021 администрацией Города Томска вынесено постановление об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд. Указанный жилой дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Вместе с тем, до настоящего времени аварийное жилое помещение у истца не изъято, что нарушает её права.
Истец Махрина О.О. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://sovetsky.tms.sudrf.ru), в судебное заседание своего представителя для участия в судебном заседании не направил, об отложении судебного заседания не просил. Согласно представленному отзыву, администрация Города Томска принятие решения оставляет на усмотрение суда.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст.18, ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Определение от 15.02.2005 №17-0, Постановление от 16.12.1997 №20-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Часть 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации устанавливает правовые гарантии частной собственности, исходя из которых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии данного жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд устанавливается специальными нормами жилищного законодательства.
Согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Указанные положения жилищного законодательства устанавливают механизм компенсации затрат, которые гражданин несёт в связи с изъятием принадлежащего ему имущества и выступают в качестве гарантий обеспечения конституционного права собственности гражданина.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
Для применения приведённых выше правовых норм с учётом разъяснений, содержащихся в п. 22 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение предварительной процедуры по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе, по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трёх месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, следует установить форму изъятия принадлежащего истцу жилого помещения, на которую он согласен, то есть, выразил ли он своё согласие на предоставление нового жилого помещения взамен изымаемого либо на выплату соответствующей выкупной цены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Махриной О.О. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности жилое помещение №, общей площадью 19,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.03.2025 № КУВИ-001/2025-75398233, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Города Томска № 1091 от 22.10.2014 на основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 04.07.2014 № 1198 многоквартирный жилой дом № по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (п. 4). На администрации Октябрьского района Города Томска, совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска в срок не позднее 30.06.2016 принять меры к отселению физических лиц, комплекс мероприятий предусмотренных регламентом подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (п. 5).
Требованиями Главы администрации Ленинского района Города Томска от 16.02.2015 № 80 собственнику помещения № по <адрес> было предложено в течение 6 месяцев после получения требования осуществить вместе с другими собственниками снос указанного многоквартирного жилого дома.
Истец, как собственник жилого помещения № в данном доме, получив указанное требование 16.02.2015 от сноса дома за счет собственных сил и средств отказалась, требование в установленный срок не исполнила, что подтверждается её собственноручной подписью.
30.06.2016 администрацией Города Томска принято постановление № 628 «Об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества по адресу: <адрес>», в соответствии с которым изъятию подлежат жилые помещения, указанные в приложении к постановлению, в числе которых и жилое помещение №, принадлежащее истцу.
20.12.2021 администрацией Города Томска принято постановление № 1058 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: <адрес>, в соответствии с которым изъятию подлежат жилые помещения, указанные в приложении к постановлению, в числе которых и жилое помещение №, принадлежащее истцу.
Из материалов дела следует, что в основу заключения 04.07.2014 № 1198 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, положен отчет по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, составленного ООО СТЭ Аргумент» по состоянию на 2019 год, согласно которому физический износ здания составляет 68 %, выявлены деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения основных несущих конструктивных элементов. Все основные несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, следует, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Собственник жилого помещения в данном случае имеет право выбора любого из названных способов.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, и возлагающего в силу положений п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на администрацию муниципального образования обязанность предоставить в собственность таким гражданам равнозначное жилое помещение.
Распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра утверждена Региональная адресная программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы (далее - Региональная программа), согласно которой, жилой дом по адресу: <адрес> включён в перечень аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению в рамках данной программы. Планируемая дата окончания переселения дома – 31.12.2024.
При таких обстоятельствах, истец, как собственник жилого помещения в вышеуказанном доме, подлежащем изъятию для муниципальных нужд, в силу п. 3 ст. 2 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого равнозначного жилого помещения на праве собственности.
Судом установлено, что заявляя исковые требования о возложении на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанности предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого, истец, тем самым, подтвердила свой выбор способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим реконструкции, а именно предоставление жилого помещения взамен аварийного.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009, указано, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше норм жилищного законодательства, предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Таким образом, требование истца о предоставлении жилого помещения не менее, чем из одной комнаты, заявлено без учета вышеназванных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Из положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что при предоставлении жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в качестве критерия равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому.
Следовательно, поскольку предоставление истцу жилого помещения обусловлено признанием занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания, ему должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Махриной О.О. о предоставлении ей на праве собственности благоустроенного жилого помещения, расположенного в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 19,5 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, подлежат удовлетворению, при этом с учетом установленного износа многоквартирного дома в 2019 году на 68%, суд приходит к выводу о том, что проживание в указанном многоквартирном доме представляет явную угрозу жизни и здоровью истца.
В силу ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании вышеуказанных норм права и установленных фактических обстоятельств, суд полагает, что право собственности истца на жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, подлежит прекращению после предоставления иного жилого помещения взамен аварийного.
Поскольку резолютивная часть решения содержит сведения о прекращении права собственности, указанное решение является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности Махриной О.О. на жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Махриной Ольги Олеговны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить на праве собственности Махриной Ольге Олеговне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии №, выдан ... ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее19,5 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, с зачетом стоимости за изымаемое жилое помещение.
Прекратить право собственности Махриной Ольги Олеговны на жилое помещение по адресу: <адрес>, после предоставления Махриной Ольге Олеговне другого жилого помещения взамен аварийного.
Решение является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности Махриной Ольги Олеговны на жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставление жилого помещения взамен аварийного.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В. Кравченко
Мотивированный текст решения изготовлен 6 мая 2025 года.
